Давно ли поход в ресторан на юбилей или свадьбу представлял собой событие, к которому заранее готовились, и о котором вспоминали долгое время? Деловые обеды и вечерние посиделки с друзьями, романтические свидания и встречи клуба болельщиков - все чаще и охотнее мы стремимся к вкусной еде и приятному времяпрепровождению вне дома - в уютном ресторане с хорошей кухней.
На что мы прежде всего обращаем внимание в ресторане? Интерьер, чистота скатертей, внешний вид обслуживающего персонала создают первое впечатление. Качество еды, уровень сервиса, соответствие ресторана нашим ожиданиям формируют основное впечатление. Публика в ресторанном зале, музыка, свет и прочий антураж дополняют образ и вносят окончательную ясность в наше восприятие заведения в целом.
На что мы никогда не обращаем внимания? На безопасность. И не от террористов, бандитов или скинхедов, хотя и это важно. От опасной стихии - пожара.
Самое главное место в ресторане - это, конечно, кухня. Плиты газовые и электрические, печи, мангалы, грили - любое тепловое оборудование представляет собой источник опасности возгорания. Поэтому именно в кухнях чаще всего начинаются пожары.
Казалось бы, что может быть проще - локализовать опасные зоны и обеспечить персонал подручными средствами борьбы с огнем (огнетушителями). Но есть в кухнях и подсобках ресторанов такая необходимая вещь, как вентиляционные камеры и воздуховоды. И внутренние поверхности этих вентиляционных систем и воздуховодов представляют собой сложную смесь жира, пыли, грязи, накапливающихся зачастую годами. Сами по себе воздуховоды, конечно, не горят. Но, предположим, вспыхнуло масло на сковородке, установленной на плите под вытяжкой - достаточно нескольких искр, чтобы пламя мгновенно охватило весь воздуховод, что на практике означает распространение пожара по всему помещению. Температура горения растительного масла превышает 360 °С, справиться с возгоранием внутри протяженного объекта с хорошей тягой без применения автоматических средств обнаружения и тушения пожара не получится. Вот тут кроется небольшая закавыка: действующие в России нормы пожарной безопасности НПБ 11003 не предусматривают обязательного оснащения кухонь предприятий общепита и ресторанов в том числе автоматической системой пожаротушения. (Точнее, в этих нормах есть лазейка - кухни могут быть приравнены к помещениям с мокрыми процессами, ведь в каждой кухне есть мойка, и не одна.) Вопрос установки автоматического пожаротушения в каждом конкретном случае решается по усмотрению владельцев бизнеса.
И нередко владельцы экономят на необязательных системах пожарной безопасности, то есть фактор безопасности персонала и посетителей становится второстепенным или вообще незначительным. И горят рестораны по России.
А что же зарубежные рестораторы? Еще в середине 90-х ведущие производители систем пожаротушения Европы и Америки для решения проблемы пожаров в ресторанах разработали ряд автоматических систем пожаротушения кухонного оборудования и воздуховодов. Опыт монтажа установок такого типа показал, что такие системы эффективны и способны ликвидировать очаг возгорания с минимальными потерями для оборудования и интерьера ресторана.
В целом, отечественные рестораны или надеются на авось, или - в не самом плохом варианте - рассчитывают на водяное пожаротушение (которое не может справится с огнем в случае пожара в воздуховоде).
А ведь система пожаротушения - далеко не единственное, что должно (именно должно!) обеспечивать пожарную безопасность людей в ресторане. Есть еще и пожарная сигнализация, и системы оповещения о пожаре, на которых тоже частенько экономят владельцы, полагая, что в случае чего можно и самому прокричать: "По-о-о-жа-а-ар!" Теперь, зная о состоянии пожарных дел в современном ресторанном бизнесе, я при посещении нового ресторана пытаюсь ненавязчиво у кого-нибудь выведать, есть ли в заведении система пожаротушения, и если есть - то какая. Излишняя предосторожность? Пустые хлопоты? Кто знает... Не хочется полагаться на чей-то чужой авось. Опять же лелею мысль, что такие вопросы от клиента заставят задуматься тех владельцев, кто сэкономил на безопасности. Ведь я клиент - и я прав.